ДАО
Участников: 3
Страница 1 из 1
ДАО
Дао не поддается рациональному толкованию, формально-логическому анализу, потому что не имеет формы, бесформенно, беспредельно, ничему не противостоит, исключает альтернативную постановку вопроса в принципе. Дао не подлежит проверке практикой, ибо то, что мы видим, не является «постоянным» Дао. С этого начинается «Дао-дэ цзин», как бы предупреждая о том, чтобы вникающие не поддавались иллюзии, не принимали неистинное за истинное: то, что дано в опыте, носит изменчивый, преходящий характер, не имеет постоянного смысла и потому нереально: «Дао, [которое] может быть дао, не есть постоянное дао. Имя, [которое] может быть именем, не есть постоянное имя. Безымянное — в нем начало неба и земли. Имеющее имя — мать всех вещей». Иными словами, все, что доступно взору и слуху, что проявило себя, обрело форму, не есть истинное Дао, всякое название, всякое имя не исчерпывает сути обозначаемой им вещи и потому условно, относительно, не есть «постоянное имя». Вместе с тем в этих мгновенных с космической точки зрения вспышках дао проявляет себя. Между истинным Дао и его мгновенными проявлениями нет разрыва, нет дистанции*. Единое существует в форме единичного, континуальное выражается в дискретном. Дао имманентно миру, надо лишь забыть себя, довериться пути, чтобы почувствовать его, достичь слияния с Дао, состояния всеединства, приобщенности к миру.
«Дао туманно и неопределенно, — говорится в „Дао-дэ цзине”. — Однако в его неопределенности и туманности содержатся образы. В его туманности и неопределенности содержатся вещи. В его глубине и неясности содержится жизненная сила. Эта жизненная сила и есть истина. В ней — искренность» В Дао скрыта Истина. Ее можно пережить путем сосредоточения, "глубинного размышления".
Мне не по душе сравнения Дао в духе европейской философии с Богом, Логосом, Космической Душой, Космическим сознанием, Абсолютом, Духом, мировым разумом и т.д. Что все же известно о Дао через даосскую традицию?
Дао существовало прежде неба и земли, ибо благодаря его участию и образовались небо и земля, началась жизнь во вселенной. Дао — «корень неба и земли. Оно существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо» . Дао вечно, совершенно, ничему не противостоит (в отличие от логоса, который противостоит хаосу), присутствует везде, в каждой точке. Дао едино — «не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино». Полнота Дао обусловило единство, "самодостаточность" Дао, исключило возможность противопоставления чему-либо, "привело в движение все светила и дало жизнь всем существам".
Двуединая (не двойственная) природа позволяет Дао ничему не противостоять и самопорождаться жизни. Лао-цзы утверждает, обыденная точка зрения это называет парадоксом, что Дао одновременно и праматерь и праотец всех вещей. Дао — потенция того и другого: женского (инь) и мужского (ян), мужское и женское взаимопроницаемы, находятся в единстве, присутствуют друг в друге. «Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного... Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью» .
Дао являет все вещи благодаря взаимодействию двух начал. Оно характеризуется как небытие и бытие, путь и путник вместе. «Дао рождает одно. Одно рождает два. Два рождают три. Три рождают все вещи. Все вещи обволакиваются инь, проникаются ян, наполнены ци и образуют гармонию».
Дао - есть источник, носитель жизни. Во всем, благодаря Дао, вызревают два начала и начинается жизнь. Очень четко показано двуединство в «Сицы чжуань»: «Один раз инь, один раз ян и есть путь» . Это не так просто, как может показаться с первого взгляда, оченьтрудно понять в логическом смысле. Двуединство предполагает многомерность мышления, т.к относится к разным уровням одновременно. В круговорот инь-ян включается то, что с логической точки зрения несопоставимо, вещи разного порядка, например, физическое и психическое, духовное и материальное, внешнее и внутреннее, макро- и микромир: все взаимосвязано, взаимообусловлено, подчинено единым законам. Это не только сменяемость состояний во времени и пространстве в некоей временной и пространственной протяженности, последовательности (одно из значений инь — «пространство», ян — «время»), но и их одновременность, это и чередование ночи — дня, зимы — лета, подъема — спада или движение туда-обратно: вдох-выдох, постоянный взаимопереход небытия-бытия (одно из значений инь — «небытие», «неявленное», ян — «бытие», «явленное»), и внутреннее состояние взаимопроницаемости, присутствия одного в другом (где есть инь, есть и ян; где есть ян, есть и инь). Это небытие особого порядка, которое присутствует в каждой вещи. Над условным небытием стоит другое — безусловное небытие, где отсутствует всякое противопоставление, всякое разделение, оформление. Небытие, которое и есть абсолютная Пустота, Покой, — истинное Дао. Это высший уровень, где исчезает грань между жизнью и смертью, где явлено бессмертие.
Дао многоаспектно, неисчерпаемо. В системе мышления китайцев - движение и покой недихотомичны (дихотомичность - рассечение на две части, затем, еще на части и т.д.), неиерархичны. Не имеют самостоятельного бытия, взаимопроницаемы. Не существуют друг без друга, объединены структурой инь-ян (инь — покой, ян — движение), т. е. в движении присутствует покой, в покое — движение. По мысли Лао-цзы, «покой есть главное в движении». Конечная цель — слияние с истинным Дао, достижение центра круга. Колесо движется потому, что ось неподвижна, говорят даосы. Лишь в состоянии покоя все приобретает свою истинную природу, становится реальным в высшем смысле. «Движение и покой имеют постоянство» ("Сицы чжуань")
Дао или тайцзи (Великий Предел), содержит в потенции оба начала (как сказал Чжу Си: «И понял я Предел Великий: в нем обе Формы коренятся». Дао потенциально присуще движение. Через движение идет эволюция, все очищается, достигает подлинности.
Все явления подчиняются движению туда-обратно: инь станет ян, ян станет инь, небытие и бытие порождают друг друга. Великое Дао идет по великому кругу, достигая предела, возвращается к истоку: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее Дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое. Великое — оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается к своему истоку». Движение проходит через ряд состояний: «В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством». На уровне единичного каждая вещь возвращается к своему началу; возвратившись к своему началу, достигает покоя; достигнув покоя, выявляет свою сущность; выявив свою сущность, приобщается к постоянству, к высшему состоянию вещей, состоянию всеединства. Движение идет по спирали, от одного витка к другому, или от одного концентрического круга к другому вокруг одной оси: от движения к покою, при котором выявляется сущность, достигается постоянство, последнее же и есть Единое или Великое Небытие.
Подобный тип отношения единого и единичного, непрерывного и прерывного образует довольно сложную структуру: в пределах великого круга существует бесконечное множество разновекторных кругов. Движение расходится и концентрическими кругами, следуя туда-обратно, и по окружности. Осмысление данного движения предполагает многомерность мышления. Но в конечном счете все возвращается к покою, в Небытие, чтобы вновь вернуться к жизни уже в новом качестве. Дао «возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным». Все выплывает из Небытия и возвращается в Небытие. «Возвращение есть действие дао, слабость есть средство дао» , т. е. в Дао входят неусилием, недеянием (увэй).
(По работам Т.П. Григорьевой)
«Дао туманно и неопределенно, — говорится в „Дао-дэ цзине”. — Однако в его неопределенности и туманности содержатся образы. В его туманности и неопределенности содержатся вещи. В его глубине и неясности содержится жизненная сила. Эта жизненная сила и есть истина. В ней — искренность» В Дао скрыта Истина. Ее можно пережить путем сосредоточения, "глубинного размышления".
Мне не по душе сравнения Дао в духе европейской философии с Богом, Логосом, Космической Душой, Космическим сознанием, Абсолютом, Духом, мировым разумом и т.д. Что все же известно о Дао через даосскую традицию?
Дао существовало прежде неба и земли, ибо благодаря его участию и образовались небо и земля, началась жизнь во вселенной. Дао — «корень неба и земли. Оно существует вечно, подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо» . Дао вечно, совершенно, ничему не противостоит (в отличие от логоса, который противостоит хаосу), присутствует везде, в каждой точке. Дао едино — «не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино». Полнота Дао обусловило единство, "самодостаточность" Дао, исключило возможность противопоставления чему-либо, "привело в движение все светила и дало жизнь всем существам".
Двуединая (не двойственная) природа позволяет Дао ничему не противостоять и самопорождаться жизни. Лао-цзы утверждает, обыденная точка зрения это называет парадоксом, что Дао одновременно и праматерь и праотец всех вещей. Дао — потенция того и другого: женского (инь) и мужского (ян), мужское и женское взаимопроницаемы, находятся в единстве, присутствуют друг в друге. «Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного... Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью» .
Дао являет все вещи благодаря взаимодействию двух начал. Оно характеризуется как небытие и бытие, путь и путник вместе. «Дао рождает одно. Одно рождает два. Два рождают три. Три рождают все вещи. Все вещи обволакиваются инь, проникаются ян, наполнены ци и образуют гармонию».
Дао - есть источник, носитель жизни. Во всем, благодаря Дао, вызревают два начала и начинается жизнь. Очень четко показано двуединство в «Сицы чжуань»: «Один раз инь, один раз ян и есть путь» . Это не так просто, как может показаться с первого взгляда, оченьтрудно понять в логическом смысле. Двуединство предполагает многомерность мышления, т.к относится к разным уровням одновременно. В круговорот инь-ян включается то, что с логической точки зрения несопоставимо, вещи разного порядка, например, физическое и психическое, духовное и материальное, внешнее и внутреннее, макро- и микромир: все взаимосвязано, взаимообусловлено, подчинено единым законам. Это не только сменяемость состояний во времени и пространстве в некоей временной и пространственной протяженности, последовательности (одно из значений инь — «пространство», ян — «время»), но и их одновременность, это и чередование ночи — дня, зимы — лета, подъема — спада или движение туда-обратно: вдох-выдох, постоянный взаимопереход небытия-бытия (одно из значений инь — «небытие», «неявленное», ян — «бытие», «явленное»), и внутреннее состояние взаимопроницаемости, присутствия одного в другом (где есть инь, есть и ян; где есть ян, есть и инь). Это небытие особого порядка, которое присутствует в каждой вещи. Над условным небытием стоит другое — безусловное небытие, где отсутствует всякое противопоставление, всякое разделение, оформление. Небытие, которое и есть абсолютная Пустота, Покой, — истинное Дао. Это высший уровень, где исчезает грань между жизнью и смертью, где явлено бессмертие.
Дао многоаспектно, неисчерпаемо. В системе мышления китайцев - движение и покой недихотомичны (дихотомичность - рассечение на две части, затем, еще на части и т.д.), неиерархичны. Не имеют самостоятельного бытия, взаимопроницаемы. Не существуют друг без друга, объединены структурой инь-ян (инь — покой, ян — движение), т. е. в движении присутствует покой, в покое — движение. По мысли Лао-цзы, «покой есть главное в движении». Конечная цель — слияние с истинным Дао, достижение центра круга. Колесо движется потому, что ось неподвижна, говорят даосы. Лишь в состоянии покоя все приобретает свою истинную природу, становится реальным в высшем смысле. «Движение и покой имеют постоянство» ("Сицы чжуань")
Дао или тайцзи (Великий Предел), содержит в потенции оба начала (как сказал Чжу Си: «И понял я Предел Великий: в нем обе Формы коренятся». Дао потенциально присуще движение. Через движение идет эволюция, все очищается, достигает подлинности.
Все явления подчиняются движению туда-обратно: инь станет ян, ян станет инь, небытие и бытие порождают друг друга. Великое Дао идет по великому кругу, достигая предела, возвращается к истоку: «Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишенная формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Ее можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю ее имени. Обозначая иероглифом, назову ее Дао; произвольно давая ей имя, назову ее великое. Великое — оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается к своему истоку». Движение проходит через ряд состояний: «В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются к своему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называется возвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством». На уровне единичного каждая вещь возвращается к своему началу; возвратившись к своему началу, достигает покоя; достигнув покоя, выявляет свою сущность; выявив свою сущность, приобщается к постоянству, к высшему состоянию вещей, состоянию всеединства. Движение идет по спирали, от одного витка к другому, или от одного концентрического круга к другому вокруг одной оси: от движения к покою, при котором выявляется сущность, достигается постоянство, последнее же и есть Единое или Великое Небытие.
Подобный тип отношения единого и единичного, непрерывного и прерывного образует довольно сложную структуру: в пределах великого круга существует бесконечное множество разновекторных кругов. Движение расходится и концентрическими кругами, следуя туда-обратно, и по окружности. Осмысление данного движения предполагает многомерность мышления. Но в конечном счете все возвращается к покою, в Небытие, чтобы вновь вернуться к жизни уже в новом качестве. Дао «возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным». Все выплывает из Небытия и возвращается в Небытие. «Возвращение есть действие дао, слабость есть средство дао» , т. е. в Дао входят неусилием, недеянием (увэй).
(По работам Т.П. Григорьевой)
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
Re: ДАО
Дао Дэ Цзин - первоначально принадлежал к мистической традиции Китая.
ДДЦ абстрактен, его текст разорван в некоторых параграфах. Это противоречит китайскому прагматизму. Такой стиль написания не свойственен древней китайской мысли. Если сравнить текст Дао Дэ Цзина с текстом «Лунь Юя» Конфуция, можно заметить, что в тексте Конфуция сплошь и рядом советы о жизни, правила питания и пр. В «Чжуан Цзы» - притчи в одной части, во второй части – ранняя доктрина Дао.
Дао Дэ Цзин ничему не учит. О его роли спорят уже много лет и множество ученых. Выдвигаются идеи о том, что в данном трактате даны рифмованные изречения, как темы для медитаций, или же собрание несвязанных между собой высказываний мудрецов разных школ, или попытка записать целостное учение… Комментатор ДДЦ Ван Би в III в. утверждал, что трактат – это наставление правителю и большую часть параграфов считал своеобразным учебным пособием по мистической практике управления государством.
Переводов на европейские языки Дао Дэ Цзина множество. Приблизительно называется цифра от 120 до 200 переводов. Это только официальные, изданные за пределами Китая. С технической стороны - перевод ДДЦ не труден. Трудность заключается в анализе текста, т.е. структурный анализ, исторический, философский. Первыми такими текстами были тексты Легга и Джайлса. В России – Ян Хиншуна (1950 г.)
ДДЦ – прежде всего Канон. Даже по своему названию – «цзин» - канон. Звания «канон» давались не всем текстам. Канон Перемен (И Цзин), Канон поэзии (Ши Цзин), Канон исторических документов (Шу Цзин). По времени создания – все они относятся к китайской древности – период Восточной или поздней Чжоу (770-476 г.г до н.э.), только основная часть И-Цзина датируется более поздним периодом – XI век до нашей эры.
ДДЦ не включен в «Пять канонов и четыре книги» (Сы Шу У Цзин), хотя и считается с древних времен (найден один из самых ранних вариантов в императорском книжном хранилище в Мавандуе, недалеко от г. Чанша, что подтверждает «официальный» статус этого текста)одним из самых важных текстов в истории Китая, в Учении Дао.
Учение о Дао, или как привыкли называть его Даосизм, самими китайцами называется Путь Истины или ШинДао. Записывается он теми же иероглифами, что и Синто, Путь Ками или Путь Богов, как привычно переводится с японского.
ДДЦ абстрактен, его текст разорван в некоторых параграфах. Это противоречит китайскому прагматизму. Такой стиль написания не свойственен древней китайской мысли. Если сравнить текст Дао Дэ Цзина с текстом «Лунь Юя» Конфуция, можно заметить, что в тексте Конфуция сплошь и рядом советы о жизни, правила питания и пр. В «Чжуан Цзы» - притчи в одной части, во второй части – ранняя доктрина Дао.
Дао Дэ Цзин ничему не учит. О его роли спорят уже много лет и множество ученых. Выдвигаются идеи о том, что в данном трактате даны рифмованные изречения, как темы для медитаций, или же собрание несвязанных между собой высказываний мудрецов разных школ, или попытка записать целостное учение… Комментатор ДДЦ Ван Би в III в. утверждал, что трактат – это наставление правителю и большую часть параграфов считал своеобразным учебным пособием по мистической практике управления государством.
Переводов на европейские языки Дао Дэ Цзина множество. Приблизительно называется цифра от 120 до 200 переводов. Это только официальные, изданные за пределами Китая. С технической стороны - перевод ДДЦ не труден. Трудность заключается в анализе текста, т.е. структурный анализ, исторический, философский. Первыми такими текстами были тексты Легга и Джайлса. В России – Ян Хиншуна (1950 г.)
ДДЦ – прежде всего Канон. Даже по своему названию – «цзин» - канон. Звания «канон» давались не всем текстам. Канон Перемен (И Цзин), Канон поэзии (Ши Цзин), Канон исторических документов (Шу Цзин). По времени создания – все они относятся к китайской древности – период Восточной или поздней Чжоу (770-476 г.г до н.э.), только основная часть И-Цзина датируется более поздним периодом – XI век до нашей эры.
ДДЦ не включен в «Пять канонов и четыре книги» (Сы Шу У Цзин), хотя и считается с древних времен (найден один из самых ранних вариантов в императорском книжном хранилище в Мавандуе, недалеко от г. Чанша, что подтверждает «официальный» статус этого текста)одним из самых важных текстов в истории Китая, в Учении Дао.
Учение о Дао, или как привыкли называть его Даосизм, самими китайцами называется Путь Истины или ШинДао. Записывается он теми же иероглифами, что и Синто, Путь Ками или Путь Богов, как привычно переводится с японского.
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
Re: ДАО
Туманная ясность!)))
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
И? Поэтому ты сегодня у меня спрашивал Брониславского?тэнгу пишет:.
Леха- Количество сообщений : 12
Благодарности : 0
Дата регистрации : 2022-01-09
Re: ДАО
))))))) Нет не поэтому ))))))))))
Это когда я слишком много хочу написать )))))))
Это когда я слишком много хочу написать )))))))
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
Написал бы. Я б почитал ) А то только точка... два крючочка... Пиши. ответ сочиню.тэнгу пишет:))))))) Нет не поэтому ))))))))))
Это когда я слишком много хочу написать )))))))
Леха- Количество сообщений : 12
Благодарности : 0
Дата регистрации : 2022-01-09
Re: ДАО
Волх, прости, спамим. Но это временно.
Леха- Количество сообщений : 12
Благодарности : 0
Дата регистрации : 2022-01-09
Re: ДАО
В отсутствие Дао нельзя говорить, но то, о чем поведать нельзя — это Дао. В отсутствие Дао нельзя размышлять, но то, о чем помыслить нельзя — это Дао.
(Гуань Инь Цзы)
Много ли сказано о Дао или мало?
(Гуань Инь Цзы)
Много ли сказано о Дао или мало?
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
Да не каждый знает , что видит сам)Леха пишет:Каждый видит сам
Хотяя , если не знает , что видит , то и видит больше , чем знает?
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
Он просто видит, он просто знает
Леха- Количество сообщений : 12
Благодарности : 0
Дата регистрации : 2022-01-09
Re: ДАО
Это просто происходит...
Когда - он видит знает - становится одним
Когда - он видит знает - становится одним
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
становится? А может... есть?
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
Re: ДАО
И был ...nairi пишет:становится? А может... есть?
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
На счет "был"... можно поспорить... Он ведь каждый раз разный, новый.
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
Re: ДАО
Ну тут не всё так однозначно ) Но как пример - Река . Когда на неё смотришь она течет и когда заходишь в реку она течет . Река та же и не та же одновременно. Поток двигался и до того как ты зашёл в реку и движется когда ты в ней и когда вышел . Может правильней сказать направление ?nairi пишет:На счет "был"... можно поспорить... Он ведь каждый раз разный, новый.
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
Думаю да, чтоб не лезть в дебри физики ))))
Типа электрон как частица и как волна?
Типа электрон как частица и как волна?
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
Re: ДАО
да да типо - корпускулярно волновой дуализм)))nairi пишет:Думаю да, чтоб не лезть в дебри физики ))))
Типа электрон как частица и как волна?
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
Бррр... лучше пусть будет Дао
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
Re: ДАО
))))))))))nairi пишет:Бррр... лучше пусть будет Дао
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
Re: ДАО
Мир обожает смеяться?
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
тэнгу- Знающий
- Количество сообщений : 256
Благодарности : 25
Дата регистрации : 2014-02-20
nairi поставил(а) лайк
Re: ДАО
умеет, да. Но смеется часто и со вкусом ))))) особенно над нами ))))))))))тэнгу пишет:Мир умеет смеяться , а на счёт обожает не думаю)nairi пишет:Мир обожает смеяться?
nairi- Практик
- Количество сообщений : 1442
Благодарности : 65
Дата регистрации : 2010-04-19
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|